суббота, 5 октября 2013 г.

Велосипедные покрышки для алкобайка.

Наш техномаг и велослесарь FtW вновь радует последователей алкобайка заметкой о велосипедах — на этот раз о покрышках.
Здесь кратко и понятным языком объясняется, какие особенности велосипедных покрышек.

Покрышки. Мы не будем обсуждать их на про- и полупро- уровнях, а просто поговорим о них.

Диаметр и ширина. Не вникая в подробности – диаметр меряется в дюймах. Обычно, если колёса, например, 26 дюймов, то практически любая покрышка на 26 на них встанет. Есть ещё система ETRTO, с размерами в миллиметрах, но обычному велоюзеру она не сильно нужна. А вот ширина покрышки очень важна. Во-первых, чтобы покрышка влезла между перьями. А во-вторых – потому что широкая покрышка ещё и больше по диаметру, т.е. может уткнуться в крыло, багажник или в подседельную трубу. Основные размеры сейчас – 20, 24, 26 и 29 дюймов. Есть и другие, но они для тех, кто знает что делает, а следовательно, данную статью не читает.

Протектор. По протектору покрышки можно поделать на несколько видов (правда границу между ними часто трудно определить) – слики (гладкие), полуслики (не такие гладкие) и с могучим протектором (говномес).

Корд и бортировочный шнур. Корд меряется в TPI (ниток на дюйм): цифра больше – корд прочнее.  Бортировочный шнур – хрени, представляющие два кольца на краях покрышки. Держат саму покрышку на ободе и за них же её снимают/одевают. Бывает из металла или синтетического волокна. Покрышки с синтетическим ботшнуром называются «фолдинговые» - их можно сложить, скрутить, даже в узел завязать. Металлический бортшнур, понятное дело, такого не любит.

Защита от проколов. Слой резины, или кевларовой тряпочки, призванный остановить собой острый предмет. Обычно присутствует на «ходовой» части покрышки, но есть варианты и с защищёнными боковинами.

Шипованная резина. Бывает и гладкая и говномесная. Суперходовых характеристик зимой по сравнению с обычной покрышкой нет, но шипы помогают не упасть на льду. Обычно шипы считают рядами (например 2- или 4-рядная шиповка).

Давление. Относительно давления. Единицы измерения – бары и пси. Один бар = 14.5 пси.
На покрышках обычно пишется рекомендуемые пределы давления. Они, конечно не являются строго обязательными, но я советую соблюдать данные границы. Они, знаете ли, не с куста свалились. Надо учитывать и разницу температур – если дома +20°, а на улице 0°, то по мере остывания, давление в колесе упадёт примерно на один бар. Справедливо и обратное – в накачанном на улице холодном колесе при нагреве давление вырастет.

Сразу после установки покрышки надо накачать колесо до упора. Это поможет покрышке встать на место.

Некоторые люди накачивают колёса ниже нижнего предела. Это принципиально неправильный подход. Мягче ехать? Для этого нужны не всякие покрышки, тут будет главным фактором толщина (т.е. ширина – см. п. 1), а вовсе не операции с насосом. А недокачанное колесо «пробивается» на раз. Да и восьмёрки тоже образуются намного легче.  Легче ехать? Это заявление вообще не стоит воспринимать как здравое мнение – откройте учебник по физике, почитайте там про трение, потом прикиньте, что слабонакачанный «студень» жрёт некислый процент от физических усилий ездока… Короче говоря, бредовая идея.

В конце напоминаю: ваш велосипед – это ваш велосипед. Никто не претендует на истину в последней инстанции. Срок жизни вашего велосипеда зависит от вас и только от вас. Удачи.